Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

дионисий (живописец)

Энциклопедический словарь

ДИОНИСИЙ (живописец) - ДИОНИ́СИЙ (ок. 1440-1505), русский художник, ознаменовавший своим творчеством последний взлет древнерусского искусства после Андрея Рублева (см. АНДРЕЙ РУБЛЕВ), совпавший с общим подъемом Московской Руси в царствование Ивана III (см. ИВАН III Васильевич). Автор многочисленных икон, фресок и миниатюр, Дионисий известен не меньше, чем его гениальный предшественник.

Биографические сведения

Несмотря на то, что Дионисий был почитаем современниками как «пресловущий паче всех» художник, сведения о нем в летописях крайне скудны. Будучи светским лицом, Дионисий, вероятно, работал в большой артели вместе со своими сыновьями Феодосием, Владимиром и Андреем. В актах Симонова монастыря содержатся сведения о том, что Дионисий с сыновьями носили звания детей боярских, то есть находились на какой-либо государственной службе.

К ранним работам художника относится роспись собора Рождества Богородицы Боровского Пафнутьева монастыря (между 1467-77), в которой принимал участие также монах московского Симонова монастыря Митрофан. Эти росписи не сохранились. Несколько позднее был написан «Деисус» для построенного в 1481 собора Спасо-Каменного монастыря, и в том же году по заказу архиепископа Ростовского Вассиана Рыло (см. ВАССИАН Рыло) были написаны иконы Деисусного, праздничного и пророческого чинов для Успенского собора Московского Кремля, причем в летописи Дионисий упоминается уже как почитаемый мастер, т. к. его имя стоит на первом месте (Львовская летопись 1481 года). Дионисию с учениками принадлежит также роспись алтарной преграды и Похвальского придела Успенского Собора. Около 1483 была расписана Спасская церковь в Чигассах в Москве (сгорела в 1547), около 1488 - церковь Успения Иосифо-Волоцкого монастыря. Расцвет деятельности художника падает на 1460-1490-е гг. и завершается росписью Собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (см. ФЕРАПОНТОВ МОНАСТЫРЬ) (1502-03) и созданием икон для Богоявленской церкви Иосифо-Волоцкого монастыря (1504). К этим работам относятся последние упоминания Дионисия в летописях, причем роспись Ферапонтова монастыря в основной своей части была выполнена уже не столько самим Дионисием, сколько его учениками и помощниками.

Первое дошедшее до нас станковое произведение Дионисия - миниатюры Евангелия нач. 1470-х гг. из Научной библиотеки Московского Университета. Из сохранившихся икон самой ранней является икона Богоматери Одигитрии 1482 (Третьяковская галерея) из Вознесенского монастыря в Москве, написанная на более древней византийской основе, первоначальный красочный слой которой пострадал во время пожара в Московском Кремле.

Атрибуция

Атрибуция произведений Дионисия представляет для исследователей наибольшую сложность. Известно, что мастерская художника отличалась большой продуктивностью: только в одной описи Иосифо-Волоцкого монастыря 1545 упоминается девяносто икон письма Дионисия, а также работы его сыновей. Многие произведения из числа упоминаемых в источниках не сохранились. Еще одно затруднение в выделении собственноручных работ Дионисия представляет тот факт, что некоторые произведения (например, житийные иконы) писались сообща. В наибольшей степени это относится к фрескам, над которыми работала, как правило, целая артель. В такой ситуации, когда единственно возможным остается критерий качества, который, однако, не самодостаточен, целесообразнее говорить не столько о собственно Дионисиевских произведениях, сколько о работах его мастерской или даже его круга, за исключением отдельных памятников, о которых источники упоминают, как о работах самого мастера.

Таким образом, кроме упомянутой иконы Одигитрии 1482, написанной самим Дионисием, мастерской Дионисия принадлежит ряд других станковых произведений: икона «Успения» из Дмитрова (Музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева), «Распятие» (Третьяковская галерея), «Спас в силах» (Третьяковская галерея) и «Уверение Фомы» (Русский музей) из иконостаса Павлова Обнорского монастыря. Одновременно с росписью Ферапонтова монастыря (из которой кисти самого Дионисия несомненно принадлежит лишь западный портал) был выполнен и иконостас, от которого до нас дошли иконы местного ряда («Богоматерь Одигитрия», «Сошествие во ад» (Русский музей), Деисусного и пророческого чинов. По мнению некоторых исследователей, в создании Деисусного чина принимал участие сам Дионисий, о чем говорят некоторые стилистические особенности этих икон. Также к кругу Дионисия относится близкая по стилю ферапонтовским росписям икона «О Тебе радуется» (Третьяковская галерея). Последователям Дионисия принадлежат также иконы «Покрова» из Суздаля (Суздальский музей), «Шестоднев» (Третьяковская галерея) и др.

В последней трети 15 в. в Москве получают распространение житийные иконы. Этот жанр давал возможность усилить наглядность и поучительность образа, что было немаловажно в период борьбы с иконоборческими ересями. В 1480-х гг. в мастерской Дионисия одновременно с иконостасом были написаны житийные иконы митрополитов Петра и Алексия для Успенского Собора Московского Кремля (Музеи Московского Кремля, Третьяковская галерея). Знамениты также иконы преподобных - основателей северных монастырей - Кирилла Белозерского (см. КИРИЛЛ Белозерский), Дмитрия Прилуцкого (см. ДИМИТРИЙ Прилуцкий). Возникновение житийных циклов обусловлено возросшим почитанием московских святителей, а также усилением роли монастырей в 14-15 вв. Именно Дионисию и его последователям принадлежит заслуга создания целой галереи житийных портретов русских святых, хотя сам жанр житийной иконы был известен на Руси с древнейших времен.

Стиль

В целом, работая, как и Рублев, в русле византийской живописной традиции, Дионисий привнес в русскую живопись нечто принципиально отличное от его великих предшественников. Путем отказа от столь характерных для Византии античных реминисценций, Дионисий изменяет саму структуру художественного образа. Идеализация образа достигает степени предельной отрешенности, стремящейся к как можно большей дематериализации. Пространство трактуется условно, лишь легчайшим намеком. Рисунок становится скупым, но достигает предельной отточенности и легкости, большое значение придается ритму. Впечатление возвышенной отрешенности образов усиливается особой трактовкой цвета и света. Колористическая гамма сильно высветляется, основную роль играют крупные цветовые пятна, повышается роль силуэта. Особенной чертой творчества Дионисия является светоносность образов, что обусловлено отчасти обильным применением белого цвета, который как бы высветляет находящиеся рядом цвета. Дионисий избегает резких контрастов, предпочитая приглушенную гамму, цвет берется как будто не в полную силу. Эффект светоносности усиливают легкие, не нарушающие идеальной формы высветления. Эта живопись полностью лишена драматизма. Любое действие представлено, как вневременное, преображенное Божественным светом. Истоки такого искусства, безусловно, находятся в идеях византийского исихазма (см. ИСИХАЗМ) 14 в., воспринятого на Руси и получившего свое выражение как в трудах древнерусских подвижников 14-15 вв. (например, современника Дионисия - преподобного Нила Сорского (см. НИЛ Сорский)), так и в творчестве Андрея Рублева, и традиции которого наследовал Дионисий, по-своему раскрывший учение исихастов о божественном свете в своих образах.

Как наиболее хорошо сохранившиеся, фрески Рождественского собора Ферапонтова монастыря дают возможность увидеть раскрытие этих приемов в наибольшей степени. Роспись представляет собой довольно редко встречающийся в настенной живописи цикл Акафиста Богоматери. В композиции сцен мастер стремится достигнуть гармонии путем соотнесенности силуэтов легких и стройных, как бы парящих, фигур и архитектурных кулис или пейзажа. Мелкие черты ликов - дань утонченности «поствизантийского» искусства второй половины 15 в. Отрешенностью образов обусловлена, порою, потеря индивидуализации в ликах. Повторяемость художественных приемов неизбежно приводит к типизации образов. В очертаниях фигур проскальзывает едва заметное тяготение к манерности, которая, однако, в целом все же чужда искусству Дионисия. Эти черты свидетельствуют о надвигающемся упадке, который последует в скором времени после Дионисия, когда красота формы начнет преобладать над внутренней выразительностью.

Вышеописанные стилистические особенности характерны в большей или меньшей степени для всех произведений дионисиевской школы, проявляясь, то более ярко в таких памятниках, как росписи Ферапонтова или иконы митрополитов Петра и Алексия, то менее отчетливо - в некоторых работах последователей Дионисия.

Начало 16 в., когда была завершена деятельность Дионисия и его учеников, явилось рубежом, после которого дальнейшее развитие русского искусства шло по пути нарастающей многословности и перегруженности образов, что способствовало в ряде случаев потере глубины внутреннего содержания.

Полезные сервисы

дионисий (зобниковский)

Энциклопедический словарь

ДИОНИСИЙ (Зобниковский) - ДИОНИ́СИЙ (в миру Давид Федорович Зобниковский) (около 1570-1571, Ржев - 10 мая 1633, Сергиев Посад), русский церковный деятель; архимандрит Старицкого Богородицкого монастыря (1605-1610), Троице-Сергиева монастыря (см. ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА ЛАВРА) (1610-1618, 1619-1633).

В Смутное время (см. СМУТНОЕ ВРЕМЯ) поддержал патриарха Гермогена (см. ГЕРМОГЕН (патриарх)) в борьбе за избрание православного царя, организовал помощь пострадавшим от польской интервенции, в 1611-1612 рассылал грамоты по городам с призывом к восстанию против интервентов. В 1612, при освобождении Москвы, послал драгоценные монастырские ризы в залог казакам, которые отказывались помогать Второму ополчению (см. ВТОРОЕ ОПОЛЧЕНИЕ) Пожарского до выплаты жалованья.

Полезные сервисы

дионисий (хитров)

Энциклопедический словарь

ДИОНИСИЙ (Хитров) - ДИОНИ́СИЙ, в миру Димитрий Васильевич Хитров (1818-96), русский православный миссионер, ученик и сподвижник просветителя Сибири Иннокентия Иркутского; епископ Якутский и Вилюйский. Составил и издал азбуку и грамматику якутского языка и перевод на якутский язык новозаветных и богослужебных книг.

Полезные сервисы

дионисий i

Энциклопедический словарь

Диони́сий I - в миру Давид (1300-1385), церковный деятель, архиепископ Суздальский (с 1381). Основатель и архимандрит Вознесенского (Нижегородского Печерского) монастыря (1430-е гг.), митрополит Киевский и всея Руси (с 1384). Схвачен в Киеве по приказу князя Владимира Ольгердовича; умер в заточении.

Словарь древнегреческих имен

Дионисий I

(ок. 430-367 до н. э.)

Тиран Сиракуз с 405. Укрепил город, отстроив крепость Эвриал, от которой сохранились обширные развалины. Так называемое «Ухо Дионин сия» - камень с узким отверстием; по местной легенде, с его помощью Дионисий слушал разговора заключенных в тюрьме. Намеревался изгнать карфагенян с Сицилии и распространить свою власть на все греческие города Сицилии и Южной Италии, но не добился больших успехов. Имел притязания в области искусства, завоевал приз за трагедию, однако поэмы его были неудачны.

Полезные сервисы

дионисий i старший

Энциклопедический словарь

Диони́сий I Старший (около 432 - 367 до н. э.), тиран Сиракуз с 406; проводил завоевательную политику на территории Сицилии, Южной Италии.

* * *

ДИОНИСИЙ I Старший - ДИОНИ́СИЙ I Старший (ок. 430 - 367 до н. э.), тиран (см. ТИРАН) Сиракуз, создатель могущественной державы, охватившей большую часть острова Сицилия и некоторые районы Южной Италии. Выходец из состоятельной семьи сиракузских граждан, получил хорошее образование.

В 407 участвовал в неудавшейся попытке государственного переворота, предпринятой предводителем наемного войска Гермократом. Дионисию удалось устранить основных политических соперников, завоевать широкую популярность в народе и получить в свое распоряжение преданное ему войско. В начале лета 405 вступил с личной гвардией в родной город и взял в свои руки управление государством.

Собрав войско и снарядив флот, Дионисий двинулся против наступавших карфагенских сил, но был оттеснен обратно в Сиракузы. Осажденный карфагенянами, он вынужден был заключить с ними мир на тяжелых условиях. Чтобы укрепить свое положение, ввиду назревавшего недовольства сограждан, тиран построил мощную цитадель. Это позволило ему успешно отразить попытку восстания против него.

Уладив со временем внутренние дела, Дионисий смог сам перейти к политике военной экспансии и постепенно подчинил города Восточной Сицилии. Одновременно началась подготовка к новой войне с карфагенянами. Вокруг Сиракуз, по всему периметру городской территории, поднялась крепостная стена, усиленная в наиболее отдаленной и уязвимой части фортификациями. Создавались большие запасы оружия, строились военные машины, укреплялся флот.

Война началась в 398 под лозунгом освобождения захваченных карфагенянами греческих городов Сицилии. Дионисий осадил, а затем взял штурмом Мотию - главную вражескую твердыню на западном побережье острова. В дальнейшем военные действия шли с переменным успехом и завершились в 392 заключением нового мира, уже на более выгодных для сиракузского тирана условиях. В результате под его властью окончательно оформилось большое Сицилийское государство, охватившее все греческие города острова и область сикулов.

С 390 Дионисий вел наступательные действия в Южной Италии, подчинил ряд греческих городов, в различных пунктах Адриатики основал несколько сиракузских колоний. Успешной оказалась и организованная им в 384 военно-морская экспедиция в Тирренское море - сначала к берегам Этрурии, а затем к островам Эльба и Корсика. Сиракузцы разгромили ополчение этрусков (см. ЭТРУСКИ) и захватили у них огромную добычу. На южном берегу Корсики они устроили свой укрепленный форпост.

Очередное длительное военное столкновение с Карфагеном (382-374) оказалось для Дионисия не слишком удачным. Изгнать карфагенян из Сицилии он так и не смог. Начатая им в 368 4-я Карфагенская война оказалась недолгой. В 367 он умер и его преемник поспешил заключить с врагами мир. Дионисий написал исторические мемуары (не сохранились) и несколько трагедий (дошли отдельные фрагменты).

Большой энциклопедический словарь

Диони́сий I Старший (около 432 — 367 до н. э.), тиран (правитель) Сиракуз с 406; проводил завоевательную политику на территории Сицилии, Южной Италии. При нём Сиракузы превратились в крупный культурный центр.

Афоризмы

Дионисий I старший

(ок. 432 - 367 гг. до н.э.) тиран (правитель) Сиракуз с 406 г. до н.э.

Нельзя отказываться от власти, пока ты на коне, можно - когда тащат за ноги.

(Дионисия Старшего) укоряли, что он чествует и выдвигает одного человека, дурного и всеми нелюбимого. Он ответил: «Я хочу, чтобы хоть кого-то люди ненавидели больше, чем меня».

(Дионисий Старший) наложил на сиракузян побор: они плакались, взывали к нему и уверяли, что у них ничего нет. Видя это, он приказал взять с них и второй побор, и третий. Но когда, потребовав еще большего, он услышал, что сиракузяне над ним смеются и издеваются у всех на виду, то распорядился прекратить побор. «Коли мы им уже смешны, - сказал он, - стало быть, у них уже и впрямь ничего больше нет».

На вопрос, есть ли у него свободное время, он (Дионисий Старший) ответил: «Нет, и никогда пусть не будет!»

В самом начале его правления он (Дионисий Старший) был осажден восставшими против него гражданами, и друзья советовали ему сложить власть, если он не хочет умереть насильственной смертью; но он, посмотрев, как быстро падает бык под ударом мясника, сказал: «Не стыдно ли мне, убоявшись столь краткой смерти, отказаться от долгой власти?»

Тиран Дионисий (…) однажды оказался в окружении осаждавших его карфагенян; не было никакой надежды на спасение; когда же он (…) решил спастись бегством, отплыв на корабле, один из его друзей решился сказать ему: «Прекрасный саван - единоличная власть».

Полезные сервисы

дионисий ii

Словарь древнегреческих имен

Сын Дионисия I, был тираном с 367 до момента изгнания в 343 до н. э., за исключением периода с 356 по 346, когда у власти оказался Дион и его последователи. Платон и Дион надеялись сделать Дионисия II «царем-философом», однако характер его оказался слишком слабым для восприятия учения Платона. История эта изложена в Платановых «Письмах» (7-8).

Полезные сервисы

дионисий ii младший

Афоризмы

Дионисий II младший

(IV в. до н.э.) сын Дионисия Старшего, правитель Сиракуз в 367-357 гг. и 346-344 гг.

Дионисий Младший говорил, что кормит стольких софистов не потому, что восхищается ими, а для того, чтобы они восхищались им.

Полезные сервисы

дионисий александрийский

Энциклопедический словарь

Диони́сий Александри́йский - Дионисий Великий (? - около 264), глава христианской огласительной школы в Александрии, епископ с 247.

* * *

ДИОНИСИЙ Александрийский - ДИОНИ́СИЙ Александрийский (ум. ок. 250), христианский мученик, чтец в Александрии, пострадавший в гонение императора Деция. Память в Православной церкви 6 (19) сентября.

Большой энциклопедический словарь

ДИОНИСИЙ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ - Дионисий Великий (ум. ок. 264), глава христианской огласительной школы в Александрии, епископ с 247. Память в Православной церкви 5 (18) октября, в Католической - 17 ноября.

-----------------------------------

ДИОНИСИЙ Александрийский (ум. ок. 250) - христианский мученик, чтец в Александрии, пострадавший в гонение императора Деция. Память в Православной церкви 6 (19) сентября.

Полезные сервисы

дионисий ареопагит

Энциклопедический словарь

Диони́сий Ареопаги́т - см Ареопагитики.

* * *

ДИОНИСИЙ Ареопагит - ДИОНИ́СИЙ АРЕОПАГИ́Т, см. в ст. «Ареопагитики» (см. АРЕОПАГИТИКИ).

Большой энциклопедический словарь

ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ - см. в ст. "Ареопагитики".

Энциклопедия Кольера

ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ (ок. 500), христианский богослов. Дионисий Ареопагит был афинянином, обращенным в христианство апостолом Павлом (Деян 17:34); по свидетельству Евсевия Кесарийского, позднее он стал первым епископом Афинским. Приблизительно на рубеже 5 и 6 вв., вероятно в Сирии, неизвестным христианским писателем был создан ряд богословских трактатов на греческом языке. Эти сочинения, опирающиеся на библейскую традицию и на традицию философии неоплатонизма, обнаруживают прямую зависимость автора от языческого неоплатоника Прокла. Для большей авторитетности автор издал их под именем Дионисия Ареопагита, жившего в 1 в. Такие мистификации были нередки в древности, но эта оказалась одной из самых удачных. Корпус сочинений Псевдо-Дионисия Ареопагита включает в себя пять трактатов. В трактате О божественных именах автор рассуждает о различных именах и определениях, которые даются в Библии неименуемому Богу, - таких, как "Царь царей", "Ветхий днями", "Благой", "Сущий" и "Единый", - и объясняет смысл такого именования. В трактате О таинственном богословии он говорит о том, что Бог превосходит все, что человек способен помыслить или выразить словами, и по этой причине Бог выше даже блага, бытия и единства. В трактате О небесной иерархии, после увлекательных рассуждений о символическом языке, использованном в Библии для описания ангелов, подробно рассматриваются 9 чинов небесных умопостигаемых сущностей (ангелов): серафимы, херувимы, престолы, господства, силы, власти, начальства, архангелы и ангелы, - каждый из которых сообщает свое знание Бога нижестоящему ангельскому чину. В трактате О церковной иерархии описывается жизнь церкви: таинства крещения, евхаристии и миропомазания; чины священства - епископский, священнический и диаконский; состояния катехуменов (оглашаемых) и кающихся, просто христиан и монашествующих; погребальные обряды. И наконец, в корпусе из десяти Писем развиваются отдельные темы этих трактатов и делается еще одна попытка убедить читателя в том, что их автор - действительно Дионисий Ареопагит, ссылкой на то, что он был свидетелем солнечного затмения, которое произошло в момент распятия Христа. На протяжении тысячи лет аутентичность произведений этого корпуса не вызывала сомнений, что, вероятно, объяснялось не столько ловкостью подлога, сколько привлекательностью изложенного в них учения. Впервые на них ссылается монофизит Север Антиохийский в первой половине 6 в. Действительно, в 4 письме как будто содержатся указания на то, что автор объединяет божественную и человеческую природы Христа, как это делали монофизиты, а не разделяет их, как это принято в православной традиции. Однако в 7 в. Максим Исповедник истолковал сочинения Псевдо-Дионисия в ортодоксальном смысле, обеспечив тем самым широкое распространение их как на греческом Востоке, так и на латинском Западе. В 9 в. Хильдуин, аббат Сен-Дени во Франции, осуществил грубый латинский перевод корпуса Ареопагитик, сопроводив его житием, в котором автор отождествлялся не только с учеником апостола Павла, но и со св. Дионисием Парижским, покровителем Сен-Денийского аббатства. Позднее, также в 9 в., Иоанн Скот Эриугена выполнил новый, гораздо более точный латинский перевод. В 12 и 13 вв. сочинения Псевдо-Дионисия пользовались огромным влиянием среди западных теологов и мистиков. Фома Аквинский цитирует их около 1700 раз. В эпоху Возрождения Марсилио Фичино сделал новый перевод трактатов О божественных именах и О таинственном богословии, сопроводив их комментариями, однако Лоренцо Валла подверг сомнению аутентичность корпуса Ареопагитик. Со временем точка зрения Лоренцо Валлы возобладала, и к 19 в. псевдэпиграфический характер этих сочинений был признан практически всеми. Однако вопрос об авторстве этих трактатов не столь важен в сравнении с важностью изложенных в них идей. Это прежде всего идея непостижимости Бога, учение о том, что совершенство Бога передается через сложную промежуточную иерархию, и признание символического характера всех словесных определений Бога. Эти идеи не были совершенно оригинальными, однако они получили широкое распространение именно благодаря Псевдо-Дионисию Ареопагиту.

ЛИТЕРАТУРА

Историко-философский ежегодник. 1990. М., 1991 Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995 Дионисий Ареопагит. О небесной Иерархии. СПб, 1997

Иллюстрированный энциклопедический словарь

ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ, христианский мыслитель 5 в. или начала 6 в., представитель поздней патристики, которому приписывается так называемый "Ареопагитический корпус" (смотри "Ареопагитики"). Авторство Дионисия Ареопагита подвергалось сомнению (отсюда - Псевдо-Дионисий Ареопагит), хотя ни одна гипотеза не приобрела общего признания.

Орфографический словарь

Диони́сий Ареопаги́т

Полезные сервисы

дионисий великий

Энциклопедический словарь

ДИОНИСИЙ Великий - ДИОНИ́СИЙ Великий (Дионисий Александрийский) (ум. ок. 264), глава христианской огласительной школы в Александрии, епископ с 247. Память в Православной церкви 5 (18) октября, в Католической - 17 ноября.

Полезные сервисы

дионисий галикарнасский

Энциклопедический словарь

Диони́сий Галикарна́сский - древнегреческий историк и ритор второй половины I в. до н. э., автор «Римских древностей» - истории Рима с мифических времён до 264 до н. э. (20 книг; сохранились полностью кн. 1-9 - до 442 до н. э.) и сочинения по риторике.

* * *

ДИОНИСИЙ Галикарнасский - ДИОНИ́СИЙ Галикарнасский, древнегреческий историк и ритор 2-й пол. 1 в. до н. э., автор «Римских древностей» - истории Рима с мифических времен до 264 до н. э. (20 книг; сохранились полностью книги 1-9 - до 442 до н. э.) - и сочинения по риторике.

Большой энциклопедический словарь

ДИОНИСИЙ ГАЛИКАРНАССКИЙ - древнегреческий историк и ритор 2-й пол. 1 в. до н. э., автор "Римских древностей" - истории Рима с мифических времен до 264 до н. э. (20 книг; сохранились полностью книги 1-9 - до 442 до н. э.) - и сочинения по риторике.

Энциклопедия Кольера

ДИОНИСИЙ ГАЛИКАРНАССКИЙ (расцвет деятельности - вторая половина 1 в. до н.э.), греческий ритор и историк, с 30 по 8 до н.э. жил и преподавал риторику в Риме. Главным произведением Дионисия стали Римские древности, история Рима от основания города до 1-й Пунической войны (264 до н.э.). Из 20 книг этой истории полностью сохранились первые 10, а также значительная часть 11-й и небольшие фрагменты остальных. Дионисия чрезвычайно интересовала римская религия и римские политические учреждения, а также их происхождение; он пытался убедить греков в преимуществах римского правления. Сохранились еще несколько сочинений по риторике, в которых обсуждаются такие авторы, как Фукидид, Демосфен и Платон. Наиболее интересен трактат О соединении слов, единственное в своем роде сочинение, в котором рассматриваются вопросы надлежащего соединения слов и благозвучия.

ЛИТЕРАТУРА

Дионисий Галикарнасский. О соединении слов. Письмо к Помпею. - В кн.: Античные риторики. М., 1978

Афоризмы

Дионисий Галикарнасский (Dionysios Halikarnasseus)

(вторая половина I в. до н. э.)

Древнегреческий историк и ритор. Годы рождения и смерти неизвестны. Родился в Галикарнасе (Малая Азия). С 30 жил в Риме. По политическим воззрениям был близок к сенаторским аристократическим кругам. Автор сочинения "Римские древности" (охватывает период с мифических времен до начала 1-й Пунической войны; из 20 книг сохранились полностью первые 9), сочинений по риторике.

Афоризмы, цитаты

Добиться многого невозможно без смелости и риска, и неудачи при этом неизбежны. (из письма к Помпею)

Дионисий Галикарнасский

(ок. 60 - ок. 5 гг. до н.э.) ритор и историк, долго жил и преподавал в Риме

Во всяком деле перемена - приятная вещь.

В разнообразии перемен красота остается вечно новой.

У лучших прозаиков и поэтов достоинства речи бывают одни и те же.

Стиль - это человек.

В сомнительных случаях время - лучший истолкователь.

История - это философия в примерах.

Его безыскусственность (…) крайне искусственна. (О риторе Лисии.)

Полезные сервисы

дионисий глушицкий

Энциклопедический словарь

Диони́сий Глуши́цкий (1362-1437), русский иконописец северной школы, резчик по дереву, книгописец. Игумен нескольких основанных им монастырей на Вологодчине. Ему приписывают иконы «Кирилл Белозерский» (1424), «Успение» и др.

* * *

ДИОНИСИЙ Глушицкий - ДИОНИ́СИЙ ГЛУШИ́ЦКИЙ (1362-1437), русский иконописец северной школы (икона-портрет «Кирилл Белозерский», 1424).

Большой энциклопедический словарь

ДИОНИСИЙ ГЛУШИЦКИЙ (1362-1437) - русский иконописец северной школы (икона-портрет "Кирилл Белозерский", 1424).

Гуманитарный словарь

ДИОНИ́СИЙ ГЛУШИ́ЦКИЙ (1362-1437) - др.-рус. иконописец, мастер книгописания и резьбы по дереву. Прозвание получил по реке Глушице в Вологод. обл. Предположительно, автор икон "Кирилл Белозерский" (1424), "Иоанн Предтеча в пустыне" и "Успение". Д. Г. игуменствовал в осн. им на вологодской земле монастырях.

Лит.: Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи Гос. Третьяковской галереи. М., 1963. Т. 1.

Полезные сервисы

дионисий катон

Афоризмы

Дионисий Катон

под этим именем сохранился сборник латинских изречений, сложившийся не позднее IV в. н.э.

Тех, кого любит супруг, жена никогда не полюбит.

День, что истек без потерь, ты должен записывать в прибыль.

Правят ли нами бессмертные боги, узнать не старайся. Помни, ты - смертный и должен заботиться только о смертном.

…неповинно вино; ты, пьющий, виновен.

Добрая слава дается не деньгам твоим, а поступкам.

Женщина, плача, уже замышляет коварство.

Случай сегодня кудряв, а завтра, глядишь, облысеет.

Ни с кем не будет в согласии, кто сам с собой не согласен.

Речь дана всем, (…) ум - немногим.

Не верь мнению других о себе больше, чем веришь себе.

Знающий (…) о себе дурное думает, что все говорят о нем.

Что (…) можешь дать, (…) не обещай дважды.

Будь сам себе самым близким.

Не старайся гаданиями узнать намерения бога: то, что он решил про тебя, он обдумал сам, без тебя.

Жизнь без науки есть подобие смерти.

Поэты воспевают достойное удивления, а не доверия.

Не обижай мать, желая быть добрым к отцу.

Куда бы ты ни пошел, за тобой следует смерть, тень тела.

Боль врачует боль.

Полезные сервисы

дионисий коринфский

Энциклопедический словарь

ДИОНИСИЙ Коринфский - ДИОНИ́СИЙ Коринфский (ум. 251-258), имя каждого из двух христианских мучеников, учеников Кодрата (см. КОДРАТ Коринфский), пострадавших в Коринфе в гонение императора Деция. Память в Православной церкви 10 (23) марта.

Большой энциклопедический словарь

ДИОНИСИЙ Коринфский (ум. 251-258) - имя каждого из двух христианских мучеников, учеников Кодрата, пострадавших в Коринфе в гонение императора Деция. Память в Православной церкви 10 (23) марта.

Полезные сервисы

дионисий малый

Энциклопедический словарь

Диони́сий Ма́лый (? - около 550), скифский монах. С 500 в Риме, издал собрание апостольских и соборных правил; от него ведёт начало летосчисление от Рождества Христова.

* * *

ДИОНИСИЙ Малый - ДИОНИ́СИЙ Малый (ум. ок. 550), скифский монах. С 500 в Риме, издал собрание апостольских и соборных правил; от него ведет начало летосчисление от Рождества Христова.

Большой энциклопедический словарь

ДИОНИСИЙ МАЛЫЙ (ум. ок. 550) - скифский монах. С 500 в Риме, издал собрание апостольских и соборных правил; от него ведет начало летосчисление от Рождества Христова.

Орфографический словарь

Диони́сий Ма́лый

Полезные сервисы

дионисий парижский (сен-дени)

Энциклопедический словарь

ДИОНИСИЙ Парижский (Сен-Дени) - ДИОНИ́СИЙ Парижский (лат. Dionysius, франц. Saint-Denis) (ум. 258?), святой, покровитель Франции. Легендарный первый епископ Парижский. Память в Католической церкви 9 октября, в Православной - 3 октября.

Согласно «Истории франков» Григория Турского (см. ГРИГОРИЙ Турский) , был одним из семи епископов, отправившихся в Галлию во время правления императора Деция для обращения в христианство язычников. Во время правления императора Валериана претерпел мученическую смерть. Долгое время его отождествляли с Дионисием Ареопагитом (см. АРЕОПАГИТИКИ).

Наиболее популярна во Франции была легенда о том, что св. Дени после того, как его обезглавили (на Монмартрском холме) пришел на северо-восток Парижа, где было основано аббатство его имени (Сен-Дени). На иконах св. Дени обычно изображался в виде обезглавленного туловища с головой в руках.

Полезные сервисы

дионисий старший

Большой энциклопедический словарь

ДИОНИСИЙ I Старший (ок. 432-367 до н. э.) - тиран Сиракуз с 406; проводил завоевательную политику на территории Сицилии, Юж. Италии.

Полезные сервисы

дионисий трипполийский

Энциклопедический словарь

ДИОНИСИЙ Трипполийский - ДИОНИ́СИЙ Трипполийский (ум. 303), имя каждого из двух христианских мучеников, пострадавших в Кесарии Палестинской в гонение императора Диоклетиана (см. ДИОКЛЕТИАН) . Память в Православной церкви 15 (28) марта.

Большой энциклопедический словарь

ДИОНИСИЙ Трипполийский (ум. 303) - имя каждого из двух христианских мучеников, пострадавших в Кесарии Палестинской в гонение императора Диоклетиана. Память в Православной церкви 15 (28) марта.

Полезные сервисы

дионисий фракийский

Лингвистические термины

Дионисий Фракийский (ок. 170 - 90 до н.э.). Один из крупнейших представителей александрийской школы грамматики. В спорах по вопросу об аномалии и аналогии в языке отстаивал точку зрения приверженцев аналогии. Слово рассматривал как наименьшую часть связной речи, а предложение как соединение слов, выражающее законченную мысль. В истории античной цивилизации известен как греческий грамматик, живший на о. Родос, написавший первую греческую грамматику, которая оценивается современными исследователями как элементарная. Между тем, хотя в ней кратко резюмированы результаты известных Д. исследований, его грамматика была учебным и справочным пособием в эпоху Возрождения и до 18 в. служила основой для создания грамматик всех индоевропейских языков.

Понятия лингвистики

Дионисий фракийский (ок. 170 - 90 до н.э.)

один из крупнейших представителей александрийской школы грамматики. В спорах по вопросу об аномалии и аналогии в языке отстаивал точку зрения приверженцев аналогии. Слово рассматривал как наименьшую часть связной речи, а предложение как соединение слов, выражающее законченную мысль. В истории античной цивилизации известен как греческий грамматик, живший на о. Родос, написавший первую греческую грамматику, которая оценивается современными исследователями как элементарная. Между тем, хотя в ней кратко резюмированы результаты известных Д. исследований, его грамматика была учебным и справочным пособием в эпоху Возрождения и до 18 в. служила основой для создания грамматик всех индоевропейских языков.

Полезные сервисы